в изобразительном искусстве
Искусство и спорт едины. В их основе - вдохновение и стремление к покорению новых пределов человеческих возможностей.
Тема спорта находит выражение в живописи и графике, в портрете и большой картине. Спортсмены, наравне с архитектурой больших арен, которые принимают главные спортивные баталии, поражают силой
духа и готовностью бороться и побеждать во славу отечественного спорта.
Общество "Динамо" и его славная история, столетие рекордов и побед, не раз вдохновляли художников на
создание шедевров живописи и графики.
На стадионе
На стадионе
1934–1935
Холст, масло. 121 х 140,5
Тема спорта была одной из самых популярных в советском искусстве середины 1920–1930-х годов. Художники, призванные формировать идеал нового человека, видели его прообраз в физкультурниках — молодых и красивых людях, которые, совершенствуя тело, закаляют дух. В это время спортсмены становятся основными персонажами произведений Самохвалова. Он мечтал объединить их в грандиозной монументальной композиции. Возможно, поэтому многие его картины тех лет кажутся фрагментами большой многофигурной фрески. Сам художник отзывался о физкультуре как о «радости бытия», помогающей преодолеть трудности «в борьбе за построение новой жизни» и «воспитать любовь к человеку». «Я любил физкультуру именно как культуру здорового человека, жизнелюбивого и жизнерадостного… Меня привлекал здоровый творящий дух в здоровом теле».
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Эстафета по кольцу "Б"
Эстафета по кольцу "Б"
1947
Холст, масло. 199 × 299 см
Государственная Третьяковская галерея
Часто встречается в искусствоведческой литературе название — «Эстафета по кольцу „Б“»; на некоторых выставках картина экспонировалась под названием «Эстафета по Садовому кольцу») — одна из самых известных картин художника.
Её размер — 2 × 3 м это самая крупная работа Дейнеки на тему спорта в собрании Третьяковской галереи.
Александр Дейнека указывал в своих статьях точное место действия картины — Садовое кольцо около улицы Чайковского.«Эстафета» была воплощена по наброскам живописца, сделанным в день первомайского празднования.
В изображении эстафеты Дейнека подчеркнул связь между физкультурой и послевоенным восстановлением страны. Юноши-спортсмены «спроецированы на здания», изображённые на полотне, — удалённость каждого из них точно соответствует месту того или иного бегуна в эстафете, то есть «спортивные успехи и архитектурные достижения сливаются воедино»
Источник: vk.com
Парад на стадионе «Динамо»
Парад на стадионе «Динамо»
1936–1976
Холст, масло. 70 х 103,5
В картине «Парад на стадионе «Динамо» отражена тема массового спорта, который в 1920–1930-е годы стал неотъемлемой частью советского общества. Основной посыл этой работы — движение к светлому и радостному будущему. Герои Лучишкина демонстрируют физическую силу и ловкость. На первом плане мотоциклисты везут девушек-физкультурниц со знаменами в руках, они счастливы и мчатся навстречу ветру и спортивным победам. По своему сюжету, композиции и цветовой гамме (художник использует в основном чистые и яркие оттенки) «Парад на стадионе «Динамо» точнее всего отражает современное понимание эстетики «большого сталинского стиля».
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Каток "Динамо" 1948
Каток "Динамо"
1948
Холст, масло. 62.5×89 см
Каток на Петровке, 26, до революции принадлежавший Императорскому Московскому речному яхт-клубу (ИМРЯК вел свою историю с 1867 года и кроме занятий греблей и парусным спортом, оставил след в истории московского зимнего спорта; у «Яхт-клуба» был самый лучший и комфортабельный в городе каток с павильоном-раздевалкой и беговой дорожкой, на котором 19 февраля 1889 года состоялся первый в истории русского спорта чемпионат России в скоростном беге на коньках) - место, где в нулевых годах прошлого века зарождался московский хоккей. Здесь же, 25 декабря 1925 года, впервые сыграли две женские хоккейные команды.
Источник: www.sports.ru
Стадион "Динамо" 1980
Скобелев Михаил Александрович
Стадион "Динамо"
1980
Источник: www.litfund.ru
В парке у стадиона "Динамо" 1942
Нисский Г.Г.
В парке у стадиона "Динамо"
1942
Георгий Григорьевич Нисский - выдающийся советский живописец, график, монументалист, иллюстратор.
Октябрь 1941 года. Москва.
Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...
«В памятную тяжелую зиму 1941-1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.
Источник: nevsauto.ru
Якутские борцы
Осипов А.Н.
1967 год
Холст, масло. 180x200 см
В середине шестидесятых годов Афанасий Осипов обратился к новой тематике — спортивной. Появились полотна, на которых живописец изображал спортсменов, сцены из соревнований и тренировок. Монументальная торжественность композиций, четкий ритм, декоративность цвета определяют стиль живописных произведений Осипова, посвященных спорту. Одним их первых полотен этого периода стала картина «Якутские борцы». На ней живописец изобразил известных в то время якутских борцов — Василия Румянцева, Николая Неустроева, Петра Попова, Алкивиада Иванова, Алексея Ермолаева, Петра Алексеева. Цветовым акцентом картины является ковер с якутским орнаментом.
В 1968 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» в Москве. Якутские борцы прославились и в следующем десятилетии: в 1976 году на XXI Олимпийских играх в Монреале Павел Пинигин стал олимпийским чемпионом, а Роман Дмитриев и Александр Иванов — серебряными призерами.
Стадион «Динамо». Москва 1950-е
Дубинский Д.А.
Стадион «Динамо». Москва
1950-е
Бумага, карандаш, акварель. Л.: 33,5 x 46; и.: 29 x 46
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Одновременно с книжной иллюстрацией художник работал в станковой графике. Темы детства и спорта присутствуют в его творчестве в 1950-е гг. Часто проходя мимо стадиона «Динамо», недалеко от которого выстроен городок художников – знаменитая «Масловка», где в небольшой двухкомнатной квартирке жил Дубинский, художник присматривался к тренировкам спортсменов, мог залюбоваться мокрыми после дождя пустыми трибунами или, пройдя уже далеко, вдруг оглянуться неожиданно для спутников: «Ох, и красиво же! Как здорово лежит серое…»
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
На водном бассейне «Динамо»
Прибыловская Э.Я.
На водном бассейне «Динамо»
1959
Холст, масло. 150 х 265
Музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре
Картина «На водном бассейне «Динамо» передаёт атмосферу 1950-х годов, времени возвращения людей к мирной жизни, к развитию физкультуры и спорта.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Стадион "Динамо" 1964
Скорубская Н.В.
1964
Холст, масло. 70x130 см
Картина находится в коллекции Картинной галереи имени Н.А. Сысоева.
«Стадион „Динамо“» — картина, созданная Ниной Васильевной Скорубской в 1964 году. Размер полотна — 70x130 см, техника — холст, масло.
На картине художница изобразила вид из окна своей мастерской в архитектурном комплексе «Городок художников». Так выглядел стадион «Динамо» в 1964 году: огромное зелёное поле с футбольной разметкой, двумя воротами и одной трибуной. Вокруг стадиона нет ни стен, ни огромных фонарей. На заднем плане простирается центр Москвы с узнаваемыми профилями сталинских высоток.
Источник: ar.culture.ru
Стадион «Динамо» 1986
Стадион «Динамо»
1986
Холст, масло. 100 х 135
Липецкая областная картинная галерея
Изображён московский хоккейный стадион «Динамо», вероятно, во время встречи команд «Динамо» (Москва) и «Торпедо» (Горький) в игровой сезон 1986 года.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Стадион «Динамо». Малая арена 1975
Стадион «Динамо». Малая арена
1975
Холст, масло. 91,7 x 103,2
Институт русского реалистического искусства
Сергей Лучишкин пишет типичный московский зимний пейзаж — серое небо, дома, скрытые влажной дымкой, аскетичное здание стадиона. Перспектива построена на четком чередовании планов. Кроны деревьев, каток со скользящими по нему спортсменами, трибуны стадиона, снова деревья, но уже более обобщенно, призрачные силуэты городских зданий. Кажется, что Лучишкина больше интересует городской пейзаж, чем то, что происходит на стадионе. Зритель вместе с художником смотрит на арену сверху, фигурки конькобежцев миниатюрны, хотя и довольно подробно прописаны (к этому приему Лучишкин уже прибегал в известном полотне «Лыжники» 1926 года, Государственный Русский музей).
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Праздник Севера в Кировске
«Праздник Севера в Кировске» — картина Андрея Блиока, написанная в 1972 году.
Холст, темпера. 60 х 80,2.
Картина находится в собрании Института русского реалистического искусства.
Сюжет: массовые спортивные состязания, традиционные ежегодные соревнования, проходящие в Мурманской области и в городе Кировске. Доминантой художник делает величественную северную природу, на контрасте с которой остальные участники полотна становятся суетливыми фигурками.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
На стадионе «Динамо»
«На стадионе „Динамо“» (1967) — этюд с натуры архангельского художника Михаила Сергеевича Баранчеева.
Картина выполнена в технике картона и масла, её размер — 27,5 х 17,7 см. Произведение находится в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Сюжет выбран не случайно: хоккей с мячом — любимая игра архангелогородцев, и в дни выступления команды «Водник» весь город был на стадионе. Художник запечатлел момент, когда болельщики в желании увидеть игру плотной толпой движутся к воротам, забираются на деревья.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Хоккей на московском «Динамо»
Хоккей на московском «Динамо»
1967
Холст, масло. 100 х 130
«Хоккей на московском „Динамо“» — картина Елизаветы Шварц, написанная в 1967 году.
На полотне изображён зимний день на столичном стадионе «Динамо», где на ледовом поле развернулась хоккейная битва, за которой наблюдают многочисленные зрители.
Картина находится в собрании Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Стадион «Динамо». Каток
Стадион «Динамо». Каток
1950-е (?)
Холст, масло. 48,6 х 63,5
Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
На картине изображен московский стадион «Динамо», неподалеку от которого находится Масловка – Городок художников, где жил и работал художник П.Ф.Осипов.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Праздник на стадионе Динамо
На полотне изображён заснеженный стадион «Динамо» с флагами спортивных обществ, на втором плане видны шеренги участников праздника.
Картина находится в собрании Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru
Хоккей на стадионе «Динамо»
Хоккей на стадионе «Динамо»
1948
Холст, масло. 87 х 117,5
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
На картине Виктора Мидлера изображена игра в хоккей с мячом, на что указывают большое число находящихся на поле игроков (по правилам каждая команда должна состоять из 11 хоккеистов, включая вратаря), форма клюшек и необычно низкие ворота, которые видны слева и почти наполовину обрезаны краем холста. Стоящий перед ними вратарь в темной форме изображен, как и положено, без клюшки. Ворота такого типа действительно существовали в «русском хоккее» (являясь одной из особенностей, отличавших его от английского «хоккея-бенди») до середины 1950-х годов, когда была организована Международная федерация, разработавшая единые для всех национальных команд правила игры. С этого времени высота ворот в хоккее с мячом превышает два метра.
Источник: Виртуальный русский музей rusmuseumvrm.ru